Конструкции и материалы фрикционных колес.
Форма и материал колес фрикционной передачи определяются ее назначением. Основные требования к материалам фрикционных колес:
- высокие износостойкость и поверхностная прочность, повышающие долговечность передачи;
- достаточно высокий коэффициент трения, обеспечивающий наименьшую силу прижатия колес;
- высокий модуль упругости, способствующий уменьшению потерь на трение от упругого скольжения.
Упругое скольжение связано с упругими деформациями в зоне контакта; потери на трение связаны с размерами площадки контакта.
Выбор материала для колес в каждом конкретном случае определяется особенностями условий работы данной передачи. Наиболее распространенные сочетания материалов фрикционных колес:
- закаленная сталь по закаленной стали;
- сталь по пластмассе;
- сталь или чугун по коже, прессованному асбесту или прорезиненной ткани.

Стальные колеса с закаленными рабочими поверхностями обеспечивают наибольшую компактность и высокий к. п. д. передачи, но требуют точного изготовления и малой шероховатости рабочих поверхностей. Наилучшие результаты получают при применении шарикоподшипниковой стали типа ШХ15. Передачи работают как в масле, так и всухую. Передачи, у которых одно колесо стальное, а другое пластмассовое, не требуют высокой точности изготовления и малой шероховатости рабочих поверхностей колес. Так как в этих передачах коэффициент трения больше, чем в передачах с металлическими колесами, то сила прижатия колес меньшая, но несколько ниже к. п. д. и больше габариты. Пластмассовые колеса выполняют из специальных фрикционных пластмасс или из текстолита (рис. 1, а). Эти передачи работают всухую. Прессованный асбест, прорезиненную ткань или кожу по стали или чугуну применяют в виде обшивок (рис. 1,б, в). В этом случае передачи работают всухую.